Агриппина Васильевна Афанасьева или тетя Груша так ласково называли художники подносного цеха свою наставницу и замечательную мастерицу, сумевшую сохранить и пронести через всю свою жизнь любовь к подносному промыслу. Очередная проектная выставка Нижнетагильского музея изобразительных искусств «Тагильский поднос начала XXI века» под названием «Вспоминая прошлое» приурочена к 100-летию со дня рождения прославленной тагильской художницы А. В. Афанасьевой.
Автор - Лидия Александровна Хайдукова, старший научный сотрудник Нижнетанильского музея изобразительных искусств, искусствовед.
Весьма органично в состав экспозиции вошла выставка произведений Агриппины Афанасьевой, стоявшей у истоков возрождения тагильской росписи в конце 1970 - 1980-х годов. Произведения народной мастерицы собраны из коллекции трёх музеев Свердловской области - Нижнетагильского и Екатеринбургского музеев изобразительных искусств, Свердловского областного краеведческого музея, а также из частных собраний. Зал Афанасьевой наполнен красочной феерией букетных композиций, выполненных тонко положенными двухцветными мазками на различных цветных фонах - синем, красном, зеленом, голубом и бежево-коричневом. Основу цветочных композиций художницы составляют розы, собранные в букет по три, пять и шесть розанов, расположенных почти попарно и уменьшающихся по размеру в верхней части. Работы мастерицы отличаются простотой, ясностью и свободой исполнения, чистотой и свежестью красок, раскрывающих все особенности кистевого махового письма.
Нынешняя выставка «Вспоминая прошлое» самая полная и многочисленная как по количеству представленных произведений, так и по числу мастеров. Сорок художников приняли участие и специально написали к данной проектной выставке около 90 работ. Творчество А. В. Афанасьевой вдохновило современных тагильских мастеров на создание произведений по мотивам её неповторимых букетов из роз, таковы работы Татьяны Бинас, Веры Полевой, Алевтины Сидоровой, Елены Вардугиной, в которых художники выразили красоту и неповторимость «тагильской» розы - всегда нарядной и торжественной. Ряд мастеров представили вольные копии произведений Агриппины Васильевны, в которых художники, придерживаясь ее композиционных схем и цветовых решений, ставших первоклассными образцами тагильской росписи, создали собственные интерпретации цветочных букетов - Ирина Решетова, Нэлли Кошкина, Жанна Овчинникова и другие.
Поднос «Как учила тетя Груша» (2013) Веры Полевой, одной из учениц Афанасьевой, а ныне известной художницы тагильского подносного промысла, демонстрирует не только излюбленную композицию своего главного учителя по росписи – букет, но и совершенство технических приемов, которыми научила её народная мастерица: на подмалевок наносить столько краски, сколько ей потребуется на весь цветок, написанный быстро, виртуозно и без поправок (а-ля прима). Удивительная цветовая гармония букета, написанного в слегка приглушенной теплой гамме цветов, создает настроение задушевности и лирического звучания.
Многие ученики Агриппины Васильевны Афанасьевой стали известными мастерами тагильского подносного промысла. Их талант и мастерство не раз поражал зрителей музейного проекта, и сейчас в экспозиции «Вспоминая прошлое» художники ярко демонстрируют свои творческие устремления и способности в разных направлениях росписи: цветочной, плодово-ягодной и сюжетной. Современные мастера не только попытались осмыслить и отразить накопленный опыт мастериц прошлого столетия, обратившись к периоду возрождения тагильской росписи конца 1970-х - первой половины 1980-х годов, но и привнесли авторское звучание в пластику цветочно-ягодных мотивов, обогатили композиционное и колористическое решение. Известная мастерица Ольга Матукова исполнила для выставки работу «Бабушкин сундук» (2013), в котором прямоугольное зеркало подноса поделено на сложные по форме сектора с яркой декоративной окраской – синей, зеленой, желтой, оранжевой в духе народной праздничной росписи. В центральном секторе на небесно-голубом фоне чистыми и яркими цветами художница пишет букет, отличающейся богатством красочных оттенков, слегка высветленной палитрой и пластичностью форм. Выделив центр «сундука» фестончатой по форме рамой, художница декорирует его богатыми и нарядными расписными узорами, которые хочется подолгу рассматривать, удивляясь авторской фантазии и композиционной выдумке.
Другая мастерица Надежда Шабалина предпочитает писать ягодные мотивы – калину и рябину. В работе «Сентябрь» (2013) художница стремится придать мотиву уральской рябинки особую торжественность и нарядность, обрамляя огненно-светящиеся грозди рябины золотым узором в овальной раме, которая, подобно драгоценной оправе, удачно дополняет образ золотой осени. Не останутся без внимания зрителя и работы талантливого мастера Ирины Решетовой «Цветы и фрукты», «Маки» (2013) с узорами золотного орнамента, выполненные по старинным образцам трафаретного искусства, поражающие высоким исполнительским мастерством и точно найденной цветовой гаммой.
Наряду с работами, выполненными маховым письмом, художники к выставке «Вспоминая прошлое» создали произведения и в технике многослойной живописи. Современные мастера не забывают традиции практики копийной работы на подносах, ведущей свое начало от демидовской школы, основанной еще в начале ХIX века, и отдали предпочтение сюжетным картинам известных тагильских художников Худояровых. Таковы выставочные работы Любови Никитиной «Медный рудник», Надежды Петуховой "Гуляние на Лисьей горе", Жанны Овчинниковой и Алевтины Сидоровой «Листобойный цех». Интересен опыт художников в воспроизведении на зеркале подноса старинных видов Нижнего Тагила, выполненных по мотивам старых фотографий XIX века (произведения Евгении Новокшоновой и Марины Пальцевой). В произведении «Вид на улицу Александровскую» Е. Новокшонова удачно соединяет архитектурный пейзаж, перспективно уходящий в глубину овального подноса, с широкой полосой золотисто-серебряного трафаретного орнамента, в виде пышной цветочной гирлянды из крупных розанов с листьями, в которую органично включены изображения соболей, являющихся символом качественного демидовского металла.
Впервые в проекте представлена не только нижнетагильская лаковая живопись по металлу, появившаяся почти 270 лет тому назад, но и её основной и важный источник возникновения – это урало-сибирская маховая роспись. Именно в традициях этой росписи выполнены декоративные панно Натальи Крупиной и Ксении Майоровой, где букеты в вазонах на цветном фоне написаны четко, ярко плотными и уверенными мазками, выделяя контур цветочного узора. Одни мастера точно следуют традициям народного искусства Урала, другие соединяют в росписи предметов композиционные приемы урало-сибирской росписи с нижнетагильской лаковой живописью, столь сложной и богатой своей цветовой гаммой. Таковы расписные туеса, прялки, чайные столик и стульчики художниц Ольги Береговых и Светланы Парышевой.
В произведениях современных мастеров живет дух преемственности и творчества – удивительные качества художников, стремящихся поделиться своим опытом и знаниями. Многие мастера подносного промысла преподают искусство росписи подрастающему поколению, прививают им любовь к самобытному уральскому маховому письму. Отрадно видеть, что нить преемственности от А.В.Афанасьевой не прервалась, и бывшие её ученики и последователи, а ныне заслуженные и известные мастера промысла (такие как Вера Полева, Татьяна Бинас, Нэлли Кошкина, Елена Отмахова, Елена Вардугина, Жанна Овчинникова, Ирина Решетова) передают свое мастерство молодым художникам. И выставка показала, что молодые мастера достойно продолжают традиции известного в России уральского промысла. Художникам удалось почувствовать «дух» прошлых веков, прикоснуться к эпохе «возрождения» тагильского промысла, а главное создать новые удивительные и запоминающие мотивы и образы и передать жизнерадостное народное искусство уральской росписи.
Е. Новокшонова. Вид на улицу Александровскую.
Л. Никитина. Медный рудник.
Н. Шабалина. Осень
О. Матукова. Бабушкин сундук.
Ж. Овчинникова. Радушный.
В. Полева. Как учила тетя Груша.
И. Решетова. Цветы и фрукты.
С. Парышева. Туес.
С. Парышева. Прялка.