В череде событий, проходивших в последние месяцы текущего года в музее изобразительных искусств и освещающих творчество самых разных тагильских художников, нельзя не отметить выставку «Путешествие из Мюнстера в Тагил», на которой представлены графические произведения Ольги-Марии Классен. Множество ассоциаций рождает это название, отсылающее к конкретным и, одновременно, неопределенным образам, оставляя зрителя в состоянии предвкушения встречи с неизвестным. Данное событие состоялось при непосредственной поддержке межрегиональной общественной организации «Немецкое молодежное объединение» (НМО)/ «Jugendring der Russlanddeutschen», участвующей в реализации разного рода проектов, в том числе и художественных.
Так случилось, что для автора - это первая персональная выставка в нашем городе, который сыграл немаловажную роль в становлении ее как художника. А вообще их было несколько: и в старинном уральском местечке Соликамске, расположенном в Пермском крае, откуда Ольга-Мария родом, и в Екатеринбурге, и в Москве, и в разных городах Германии - Ерфурте, Людингхаузене, Падерборне, где художница проживает уже более десяти лет. Нижний Тагил стал для нее дорогим и любимым городом не случайно. Именно здесь, на художественно-графическом факультете Нижнетагильского государственного педагогического института, прошли ее студенческие годы, как и у всех, наполненные светлыми надеждами, юношеской горячностью, безраздельной верой в собственные силы. Ее преподавателем был ушедший из жизни несколько месяцев назад Евгений Александрович Бортников – художник, имя которого известно далеко за пределами Уральского региона. Памяти своего учителя Ольга-Мария посвящает свою выставку. Во многом именно благодаря его наставничеству, мечты о творчестве не остались грезами, не ушли в небытие. Успешно закончив обучение в Тагиле, в дальнейшем Ольга-Мария прошла повышение квалификации в Академии художеств им. И.Репина в Санкт-Петербурге. На этом она не остановилась и продолжила повышать свой профессиональный уровень, но уже в Германии - в Академии художеств в Мюнстере. Параллельно с этим автор была принята в члены Союза художников России и международной Ассоциации изобразительных искусств – АИАП ЮНЕСКО. Она является лауреатом конкурса «В авангарде будущего», награждена стипендиями немецкой службы академических обменов (DAAD), Министерства культуры Российской Федерации и Екатеринбурга.
Ольга-Мария Классен нашла свой путь в искусстве - свои темы и образы, свой язык и манеру, свое видение и отражение мира и делится этими свершениями и открытиями с нами, зрителями. Как художник она работает в области станковой печатной графики, но в разных техниках – линогравюре, офорте, монотипиях - каждая со своей спецификой, но все - трудоемкие и сложные. В гравюрах зритель видит лишь окончательный результат многодельного труда, такого нехарактерного и редкого для представительниц прекрасной половины человечества. Ольга-Мария не «рисует» карандашами или кистью, а берет в руки совсем «неженские» инструменты: резцы или штихеля разных профилей, ножи и стамески, валики и печатную краску. Только исполнив верно и точно, с определенной последовательностью и аккуратностью целый ряд технологических операций, главная из которых – перенесение изображения на плоскость линолеума или металлической доски, появляется оттиск - рождается новое произведение. Порой это происходит не с первого раза: не достигаются нужные эффекты, не получается желаемое, и тогда надо снова приниматься за работу, вносить поправки и изменения.
Что привлекает внимание русской, с немецко-голландскими корнями художницы? Какие объекты становятся главными в ее произведениях? Ответы на эти вопросы просты – это сама жизнь, то, что встречалось на пути и тронуло красотой повседневности, либо, напротив, пробудило череду воспоминаний о прошлом. Чаще всего, разрабатывая какую-либо тему Ольга-Мария создает не одно, а несколько произведений, подчиненных общему замыслу, что позволяет автору более широко и подробно рассмотреть и раскрыть изучаемое. При этом в работах художницы нет прямого подражания натуре, но есть обобщение – она кооперирует, домысливает и по-своему интерпретирует увиденное.
… Одинокие или разбросанные по водной глади лодки, спутанные, образующие многосложные узоры сети, величественные корабли или скромные катера, сложные корабельные снасти… Детство Ольги-Марии Классен прошло на реке Каме, в рыбацкой семье – отсюда, по мнению самой художницы, страсть к этой особенной, специфической теме, косвенно связанной с водной стихией. На создание работ, в которых так ясно выявлена архитектоника морских судов с их неповторимым, сложным ритмом, ее вдохновили портовые виды Болгарии, куда автор часто любит приезжать. Гравюры «Затонувший корабль», «Вечерний парад», «На палубе» и большинство других работ автора призваны рассказать о «мыслях» и «чувствах» «железных обитателей» водных широт, созданных руками человека и служащим ему в помощь. Покоряясь четкой, геометричной гармонии корабельного устройства, художница вновь и вновь возвращается к этой теме, словно пытаясь проникнуть в «душу» и «быт» морских гигантов.
В творчестве Ольги-Марии Классен наряду с вышеупомянутой, ведущей темой есть и другие сюжеты, к примеру, это виды европейских городов и уральских местечек, отраженные в таких работах как «Сабле. Франция» или «Дом Смирновых». Есть и такие произведения, где автор приближенно рассматривает и создает своего рода «портреты» растений, давая характеристику не внешнему облику, а внутреннему состоянию, тем самым одушевляя, очеловечивая природные объекты. Таковы гравюры «Лысый подсолнух», «Ива у ручья», «Дерево», «Сирень», в которых изображенное показано в момент крайней надломленности, теряя при этом свою внешнюю привлекательность.
Несмотря на разность тем и мотивов, неоднородность стилевых решений все же есть общие моменты объединяющие произведения Ольги-Марии Классен. В ее работах не встретить ярких красок, веселого многоцветия, а скорее это погружение в успокоенную черно-белую стихию линий, штрихов и пятен. Уверенной рукой с точностью «уложенные» на белоснежную плоскость листа они, то плотно группируясь, то расходясь в разные стороны, формируя светлое и темное, создают формы живой и неживой природы. Произведения Ольги-Марии имеют созерцательный характер, их хочется рассматривать, но идейное содержание работ открывается не сразу, его нужно постигать. И тогда внешнее, демонстративное спокойствие композиций оказывается во многом обманчивым. Несмотря на обилие композиционных деталей, листы буквально «оглушают» тишиной, каким-то щемящим беззвучием, характерным для уединенности, граничащей с крайним одиночеством. Заполняя пространство выставочного зала они погружают в мир, где повествование ведется уже не художником, а самой изображенной природой, обнажающей перед зрителем личные трагедии и раздумья, но при этом близко не подпускающей к себе… И тут возникает странное ощущение: все эти корабли, то пришвартованные или затонувшие, то прибывшие или оставленные зимовать, пойманные в сети рыбы или с изломанными формами деревья и цветы - не есть ли аллегория человеческой жизни?...
А впрочем, точная ли фиксация это видимого, или увлечение художницы декоративной красотой разнохарактерных элементов, или все же своя авторская философия – решать каждому, кто придет на персональную выставку Ольги-Марии Классен и познает все тайны и секреты «Путешествия из Мюнстера в Тагил».
Мария Комарова,
научный сотрудник
Нижнетагильского музея изобразительных искусств
Ольга-Мария Классен у печатного станка
Корабль в сетях. 2009. Бумага, офорт, монотипия