г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 4/1 тел. 8 (3435) 25-74-89

«Свет и форма» Выставка фотографии Рефата Мамутова

Мария КОМАРОВА, хранитель графики Нижнетагильского музея изобразительных искусств

Объектив камеры… щелчок кнопки затвора... вспышка… рождение фотокадра! Когда-то этот довольно трудоемкий процесс создания фотографии был доступен лишь избранным. XXI век сделал данный процесс доступным и массовым. Не секрет, что сегодня каждый, вооружившись гаджетом, способен «нащелкать» массу снимков. А между тем искусство настоящей фотографии продолжает жить и развиваться, становясь не просто ремеслом, а настоящей лабораторией по созданию художественных произведений с использованием современных технологий. Есть и в Нижнем Тагиле последователи такой фотографии, среди них - Рефат Ремзиевич Мамутов, чья выставка «Свет и Форма», работала в мае и первую половину июня в одном из центральных залов Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

Автор известен нам, прежде всего, как живописец и график – со своеобразной манерой, всегда экспериментирующий, и в целом,  тяготеющий к абстрактно-знаковому письму. Его художественный язык чрезвычайно лаконичен, он использует минимум выразительных средств, но за этой внешней легкостью и условностью стоят опыт, мастерство и целый мир ассоциаций, на который опирается автор, создавая свои произведения. На протяжении всего творческого пути художник писал маслом, в 1990-е годы преимущественно работал акварелью, гуашью, темперой, в начале 2000-х обратился к пастели, а после увлекся созданием объектов и коллажей.

В последние семь лет Рефат Мамутов всерьез занялся художественной и стоковой (сток - это организации, которые содержат базу Изображений и предоставляют их на продажу) фотографией, отложив «на время», «на пока» холсты, кисти и краски. В кризисном 2008 году сама жизнь заставила его сделать выбор в пользу совершенно новой формы деятельности - фотографии, вынудила обучаться «с нуля» у своих же учеников и осваивать ранее неиспользуемые технологии и материалы. Его можно назвать фотографом-самоучкой, поскольку теория познавалась через видеуроки, а практические знания приобретались опытным путем. Получалось, конечно, не сразу, рождались «испорченные» кадры, но было Стремление, Желание, Терпение, а главное - Уверенность. В итоге, приемы оказались освоены, навыки приобретены, а многолетний опыт художника только помогал в преодолении новых задач. Лишь три составляющие нужны автору в его новой деятельности: Объект - как тема для «изучения», Свет – выявляющий и вырисовывающий формы, и собственно, сам Глаз художника, ищущий, изучающий, пытливо всматривающийся.

С 2009 года было создано немало фоторабот, часть из которых автор представил на своей персональной выставке «Свет и Форма». Она для автора очень важная, поскольку  раскрывает актуальную на сегодня сферу его деятельности и знакомит широкую публику с «другим» Рефатом Мамутовым. К тому же, эта выставка еще и первая персональная в стенах Нижнетагильского музея, приуроченная к 50-летию художника. В экспозиции было представлено 45 монохромных разножанровых работ – это портреты, натюрморты, интерьеры и обнаженная натура. Автор намерено отказался в них от цвета, сделав все изображенное черно-белым, поскольку считает, что «цвет мешает выявлению формы». Некоторые из произведений уже успели получить престижные награды на международных конкурсах – это фотографии «Музыкант», «Полет» (обе 2014 года) и серия «Незадолго до представления» (2013).

В фотографии,  как и в живописи, Рефат Мамутов стремится к чистоте формы, максимально освобождая пространство от деталей.  Фон в кадрах чаще всего несодержательный, но если он и начинает «звучать», то в унисон главной теме. Его фотографии рожаются не спонтанно, они всегда постановочные, выстроенные и снятые в студии. Отсюда в кадрах преобладает композиционная сдержанность, некая статичность, а быть может это лишь проявление темперамента самого художника, такого же несуетного, уравновешенного, невозмутимого. Автор стремится придать фотографиям свой почерк – особенный и узнаваемый. Важным «оружием» у Мамутова-живописца был цвет, от которого он намеренно отказался в снимках, поскольку считает, что «цвет мешает выявлению формы», а последней он предает самое значительное место в своем творчестве, она  - основная составляющая образа. Эту самую форму он «рисует», выявляет светом: то мягким, то рассеянным, то прямым, то точечным, то боковым, то близким, то далеким… И вот тут «рождаются» блики, тени, отсветы, которые надо «усмирить», скомпоновать в гармоничное целое, в общем, поэкспериментировать! Бывает и большая удача, когда кадр получается сразу, без композиционных и световых правок, но чаще, это многочасовой труд! Важно отметить то, что свои цифровые снимки Рефат Мамутов  не подвергает графическому редактированию в специальных программах, т.е. ничего не подставляет и не видоизменяет в них. Лишь в одной из представленных на выставке работе автор использовал фотоколлаж - совмещение разных кадров в один («Полет», 2014).

Надо сказать, действительно, есть что-то неуловимо-притягательное, холодно-эстетское  в этих монохромных, черно-белых кадрах абсолютно свободных от философствования, оценки, эмоций… Получается своего рода «искусство ради искусства»! Наверное, так и бывает, когда занимаешься делом, но при этом «отдыхаешь душой»!

Рефат Мамутов родился в городе Андижане  в Узбекистане 21 января 1966 года. Когда в 9-ом классе подошло время для профессиональной ориентации, он выбрал специальность «художник-оформитель», поскольку с детства увлекался рисованием, посещал изостудию и все вокруг говорили ему, что получается «здорово». Педагогом на занятиях в учебно-производственном комбинате была Вера Васильевна Ханина, которая настоятельно советовала юному Рефату ехать в Нижний Тагил и поступать на художественно-графический факультет педагогического института, где когда то училась сама (сейчас она преподает в МБОУ СОШ №152, г.Екатеринбург). Будущий художник и не помышлял о столь дальней поездке и был настроен учиться на родине, в Ташкенте. Однако, судьба привела его в Нижний Тагил, в город, где автор живет и работает по сей день. В 1983 году Рефат Мамутов успешно выдержал экзамен на худграф (вспоминает, что тогда конкурс был 3,5-4 человека на место), который окончил в 1990 году, прерывая учебу на два года в связи со службой в армии. Его преподавателями были С.Г.Бакшеева,  О.С.Белохонова, А.И.Коридоров, М.П.Крамской, В.Г.Мартыненко и др. Яркий след о студенческих временах в памяти автора оставили творческие поездки на Чусовую, в Ферапонтово, Хакасию, Прибалтику, на Черное море, которыми руководил В.Н.Наседкин, сегодня живущий и работающий в Москве. В этой новой среде – со смелым преподавателем-экспериментатором, со старшими, чуть более опытными студентами, в которую сразу после первого курса попал Рефат Мамутов, формировалось новое мировоззрение, а вместе с ним и своя манера письма. К моменту окончания худграфа в связи с изменившейся политической обстановкой в мире (падение «железного занавеса» и как следствие открытость страны современному европейскому искусству) выпускникам впервые было разрешено представить дипломные работы исполненные не в реалистических традициях. Так, три живописные композиции Рефата Мамутова («Бразильское кафе», «Сады», «Поездка к морю»), представленные к защите, носили знаково-абстрактный характер. Еще будучи студентом, в 1989 году, он принял участие в республиканской выставке «Молодость России», проходившей в Москве, которая положила начало активной выставочной деятельности. После окончания художественно-графического факультета Нижнетагильского  государственного педагогического  института Рефат Мамутов остался там преподавать, продолжая работать и сегодня, отметив в этом году 25-летие преподавательской деятельности. В 2001 году автор вступил в Союз  художников  России, в 2004 году стал стипендиатом  Министерства  культуры  Свердловской  области. В настоящее время Рефат Мамутов активно занимается фотографией, участвуя с ними и получая награды на престижных международных конкурсах. 

СМИ О ВЫСТАВКЕ:

Тагильский вариант

Тагильский рабочий

Русская планета

ВТОО Союз Художников России Нижнетагильское городское отделение © 2012
E-mail: shr-nt@mail.ru – администратор проекта
Спонсорская поддрежка сайта – WEB-студия Aliscom