Мария Комарова, старший научный сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств
…Ее рабочий день насыщен и разнообразен: лекции и подготовка к ним, организация учебного процесса, переговоры со студентами и преподавателями, составление образовательных программ, организация научно-исследовательских конференций, решение текущих хозяйственных проблем, совещания, отчеты, планы, приказы, акты и многое другое. Она – руководитель с престижным статусом: кандидат педагогических наук и доцент. Вот уже 8 лет Наталья Сергеевна Кузнецова – декан художественного факультета Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, Но вот рабочий день походит к концу, пусть не всегда вовремя, часто продолжаясь в мыслях, наступает вечер, приходит время отдыха и Наталья Кузнецова «уходит» в творчество.
В биографии художника условно обозначились периоды, связанные с работой в разных графических техниках, которые сосуществуют в параллель друг другу, развиваясь и сейчас: в самом начале, в 2000-е годы это была черно-белая линогравюра, которая спустя пятилетие сменилась на рисунок пастелью, а сегодня в минуты вдохновения вместо штихелей и мелков автор берет в руки кисти и акварельные краски. Несмотря на смену материалов, стилистически Наталья Кузнецова остается верна своим ощущениям в передаче реальности, которые сформировались еще в начале творческого пути, почти два десятилетия назад. По сути, её произведения – жанровые композиции, пейзажи или натюрморты - это ассоциативно-иллюзорная трактовка действительности. В них порой нет четкой и зримой ясности, которую, впрочем, и не надо искать, важным является другое - стремление автора передать не буквальный образ, а впечатления, ощущения связанные с ним.
Наталья Кузнецова как художник работает много и за последние годы поводов для творческого осмысления было немало, так через эскизы и наброски возникали законченные работы. Часть из них, тематически общих, представлена на выставке «Нарратив. Пространство путешествий». Это первая выставка Натальи Кузнецовой в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, но четвертая персональная. Дебют состоялся в 2000 году в выставочных залах городского отделения Союза художников. Через 9 лет жители далекого города Славно (Польша) смогли познакомиться с творчеством автора, а в 2011 году в стенах «родного» худграфа прошла выставка «Качели». Нынешняя экспозиция состоит из двадцати акварельных листов, созданных в период, начиная с 2012 года и до работ, появившихся этой зимой. В них Наталья Кузнецова делится со зрителями глубоко личными, сокровенными ощущениями, возникшими в процессе либо после путешествий по разным странам. Так, в едином пространстве зала одновременно сгустились в одно целое образы «привезенные» из Италии, Скандинавии, Болгарии, Англии - в последней автор была «виртуально», вдохновившись рассказами близких людей, там побывавших. Архитектурные элементы, скульптурные группы, морские мотивы по воле автора «потеряли» свою связь с реальностью, став мнимыми, зыбкими, миражными, неоднозначными. Зримые картины мира в представленных акварелях уходят за пределы привычного, обыденного; объекты, словно выхваченные из привычной обстановки, «зависают» в неестественной для них среде; изображение как коллаж накладывается одно на другое, становясь многослойным, миражным; цвет – нехарактерный реальному, неоднородный, спрессованный, сумеречный, как марево застилает и растворяет все вокруг. В этом собственно и есть особенность нарративной истории: автор не пытается объективно оценивать и отображать произошедшее, оно неразрывно связано с интерпретацией. А какой она получится в итоге, зависит не только от автора, но и от зрителя, непосредственно включающегося в художественный процесс и пускающегося вслед за художником в глубины его подсознания.
Вместе с этим, Наталье Кузнецовой помимо работы над образно-эмоциональной составляющей произведений, одновременно был важен и сам процесс создания, наполненный собственными открытиями, познаниями. Её первые акварельные произведения появились еще в 2003 году и были, по собственному замечанию автора, вполне традиционны. В более поздних композициях, представленных в нынешней экспозиции, художник в пределах одного листа экспериментирует с изобразительным материалом: одновременно использует то кисти (мокрые и сухие), то валики, обладающие более широкой кроющей способностью; совмещает лессировки с методом «а ля прима» или использует быстрое письмо по-сырому, делая смывки и дальнейшие доработки красочной поверхности; интуитивно пишет от пятна или уверенно проходит краской по карандашному наброску. Эти многодельные акварельные произведения – субъективный эмпирический опыт тагильского автора Натальи Кузнецовой, которым она сегодня делится со всеми зрителями, показывая лишь один из множества вариантов трактовки реальности, создавая тем самым свою, «мнимую».
Как ей одновременно и к тому же успешно удается совмещать творческую работу с преподаванием, выставочную деятельность, участие в конкурсах и получение наград с руководством факультетом в институте остается загадкой. Но факт остается фактом и пусть у Натальи Кузнецовой все задуманное непременно свершается и дальше!