Образование Нижнетагильской городской организации «Союз художников России» связано с Великой Отечественной войной 1941-1945 гг. и с эвакуацией на Урал многих профессиональных деятелей искусства из оккупированных территорий. Документ об образовании Нижнетагильского отделения союза Советских художников подписан в декабре 1942 года. В дальнейшем в 1944 и в 1945 гг. эти творцы сыграли решительную роль в формировании художественной среды и школы города, приняв участие в открытии Нижнетагильского музея изобразительных искусств и Уральского художественно-промышленного училища. Но многие из художников по окончанию войны вернулись в родные города, а по-настоящему художественные силы еще не сложились. Из тех, кто остался в Нижнем Тагиле или долгое время работал здесь, важны скульптор М.П. Крамской, в будущем единственный среди художников Почетный гражданин города, живописец О.Э. Бернгард, искусствовед Е.Л. Кронман, и др. Они преподавали в училище и готовили художественные кадры.
Первые выпуски Уральского художественно-промышленного училища были буквально «звездными» - буквально каждый из студентов стал значимой фигурой не только в городе, но и в области, в уральском регионе. Многие уехали учится в Москву и Ленинград, затем вернувшись – например, живописец, в будущем Заслуженный художник России Л.Г. Зудов, скульпторы В.М. Ушаков и Л.П. Ушакова – авторы 7 памятников в Нижнем Тагиле.
К 1954 году в Тагиле сложился уже достаточно обширный коллектив художников, был создан оргкомитет, куда вошли В.И.Караваев, М.П.Крамской, Ю.П.Клещевников, Е.Н.Плугина и др., при поддержке депутата Верховного Совета СССР маршала Советского Союза Г.К.Жукова, который приезжал в этот год в Тагил на предвыборное собрание, был решен вопрос об организации Нижнетагильских художественно-производственных мастерских Свердловского Художественного Фонда. С этого времени художники заняли ключевую роль в оформлении города и уральского региона, высокопрофессионально выполняя различные заказы. Многие из художников работали и на предприятиях. Для справки – за исключением памятников отцу и сыну Черепановым (1956) и В.И. Ленину (1924) – все памятники города выполнены тагильскими мастерами.
Это же время – время возникновения коллектива тагильских художников, которые будут определять профессиональный уровень и художественный поиск следующих лет. Среди них были вернувшиеся после обучения в родной город выпускники многих столичных ВУЗов - В.И.Караваев, Г.Н.Крапивин, Л.Г.Зудов и Е.Н.Плугина, В.М.Ушаков. А также первые выпускники Художественного училища - П.С.Бортнов, Е.И.Вагин, Г.В.Копылов, В.В.Маркин, В.Д.Мухаркин, Ю.П.Клещевников и др. Изменился профессиональный уровень тагильских художников, стал шире круг тем. Тагильских художников стали отмечать на передвижных художественных выставках в области и в России.
Одновременно встал вопрос о возможности получения талантливым студентам высшего художественного образования и в 1959 году тагильские художники и Нижнетагильская организация Союза художников сыграли большую роль в открытии Художественно-графического факультета Нижнетагильского государственного педагогического института. Художественная жизнь города стала насыщенной и активной, в чем большую роль играл Музей искусств – единственная выставочная площадка.
В 1970-е гг. Нижнетагильское отделение художников сыграло большую роль и в открытии в городе Детских художественных школ. Таким образом, сложилась уникальная ситуация – полный цикл художественного образования в городе Нижний Тагил (для справки – в Екатеринбурге нет высшего художественного образования). И сегодня члены Союза художников - ключевые фигуры в преподавательской деятельности.
В 1990-е Художественно-производственные мастерские распались. Окончившие художественно-графический факультет студенты стали работать в фирмах по дизайну.
Главный принцип в 1950-1970-е гг. – реализм. В 1980-1990-е гг. начали нащупываться новые пути в творчестве. Сложился пул художников, которые вышли на широкий российский и мировой художественный рынок – прежде всего это графики – В.Зуев, В. Наседкин, Т.Баданина, Н.Грачиков, О. Белохонова, Л. Грачикова, скульптор О.Подольский, П.Болюх, Н.Чуднова и др. Творчество этих художников сложилось в определение «тагильская художественная школа».
Сегодня Нижнетагильское отделение Союза художников России – важно звено в жизни города. Всего за 70 лет в рядах Нижнетагильского отделения «Союз художников России» было около 150 человек, в настоящее время на учете состоит 88 человек.